Аннотация. В статье представлены различные модели стрим-обучения в рамках повышения квалификации кадров, рассмотрены аудиторная, дистанционная и смешанная модели. В каждой из предложенных моделей содержатся действия, как со стороны преподавателя, так и со стороны слушателя, включающие подготовку и разработку материалов, а также проведение занятий и запись видео ответов слушателей. Обоснован подход взаимодействия слушателей с преподавателем в рамках работы этих моделей. Ключевым аспектом применения данной технологии является электронная среда, содержащая контент для участников образовательного процесса. Выделены дидактические и методические проблемы при организации курсов повышения квалификации. Представлены этапы организации учебной деятельности в дополнительном образовании в рамках предложенных моделей при использовании технологии стрим-обучения с применением системы управления учебным процессом.

 

Ключевые слова: стрим-обучение, информационные технологии, организационные модели обучения, обучающиеся, слушатели.

В последние несколько лет пользователи персональных цифровых устройств имеют возможность, буквально после нескольких нажатий, вещать с помощью веб-камеры и микрофона в широкий (или ограниченный) доступ на крупном видеохостинге или в социальной сети. Наблюдается тенденция развития и постоянного совершенствования технологий обмена аудиовизуальной информации в Интернете. Безусловно, эти технологии открывают новые возможности в сфере образования и коммуникаций. Данная статья будет посвящена описанию организационных моделей технологии стрим-обучения, предложенной и описанной в ранних работах [1, 2, 3].

Главной особенностью технологии стрим-обучения является ориентация на использование широковещательного и потокового видео в сети Интернет в качестве основного инструмента педагогического взаимодействия. В системе дополнительного образования при повышении квалификации в основном применяются web-сервисы (например – https://openedu.ru), содержащие контент, доступ к которому получает слушатель после зачисления на курс. Помимо курсов повышения квалификации, организованных полностью дистанционно, есть и курсы, которые предполагают реальные встречи обучающихся и преподавателей.

В соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [4] в образовательных учреждениях реализующих технологии дистанционного обучения должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), которая также является ключевым звеном в дидактической базе системы повышения квалификации кадров [5]. Электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать:

– доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

– фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

– формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

– взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

По нашему мнению, все вышеперечисленное может обеспечить и создать сам преподаватель с использованием современных систем управления учебным процессом, например с помощью платформы Google for Education, в частности приложения Classroom. Более подробно с организацией учебного процесса на основе этой платформы можно ознакомиться в статье Б.Е. Стариченко, Л.В. Сардак, Е.Б. Стариченко [6].

Безусловно, частота и логика применения электронной информационно-образовательной среды в большинстве случаев зависит от формы обучения. При этом вне зависимости от формы обучения у слушателей должен быть постоянный доступ в сети Интернет ко всем необходимым учебным материалам, расположенных в электронной информационно-образовательной среде, для самостоятельного прохождения курса и выполнения, предложенных преподавателем заданий.При организации онлайн курсов повышения квалификации в электронной форме существует ряд задач и проблем, которые требуют решения [7]. В рамках данной работы выделены следующие дидактические и методические проблемы:

– каким образом преподаватель может организовать образовательный процесс курсов повышения квалификации при различной форме обучения слушателей в рамках использования технологии стрим-обучения?

– как обеспечить достижение учебных целей слушателями в рамках использования технологии стрим-обучения?

– в каких сферах учебной деятельности возможно применение технологии стрим-обучения?

Образовательный подход при повышении квалификации кадров соответствует педагогической модели, под которой понимается «систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей преподавателя и обучающихся. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное – это именно деятельность» [8].

В ранней работе [3] было предложено построение аудиторной, дистанционной и смешанной моделей организации учебного процесса, ориентированных на использование технологии стрим-обучения в образовательном процессе. Построение именно таких моделей, обусловлено тем, что в зависимости от формы обучения (очной, заочной, вечерней или дистанционной), преподаватель может выбрать наиболее оптимальную последовательность действий организации учебного процесса в конкретном педагогическом случае, ориентируясь на три эти модели. При этом если преподаватель в основном проводит занятия в учебных аудиториях и по каким-то причинам вынужден отсутствовать на нескольких занятиях, то у него появляется возможность сменить на время аудиторную или смешанную модель организации учебного процесса на дистанционную и обратно.На основании правил построения UML-диаграмм деятельности [9] были смоделированы следующие последовательности действий преподавателя и слушателей учебных курсов в рамках применения технологии стрим-обучения с использованием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) (рис. 1-3).

ауд

Рис. 1. Аудиторная модель технологии стрим-обучения

дист

Рис. 2. Дистанционная модель технологии стрим-обучения

смеш

Рис. 3. Смешанная модель технологии стрим-обучения

Данные модели имеют общую логику организации учебной деятельности, состоящую из следующих этапов:

1) Подготовительный. Преподаватель планирует ход занятий, подбирает и разрабатывает электронно-образовательные ресурсы (учебные материалы), публикует их в электронной информационно-образовательной среде или размещает на платформе (web-сервисе), где реализуется процесс повышения квалификации.

2) Основного процесса обучения. Преподаватель проводит лекционные и практические занятия, публикует задания, в результате выполнения которых слушатели отчитываются в формате видео ответов на контрольные вопросы по теоретическому материалу и видео отчетов по выполненным практическим работам. Данный этап ориентирован на овладение слушателями базовым минимумом в рамках отдельного учебного курса. Итог успешного прохождения данного этапа – получение оценки удовлетворительно или зачтено, что означает – у слушателя сформированы требуемые компетенции на базовом уровне в рамках отдельного курса.

3) Проектной деятельности. Преподаватель выдает итоговые проектные задания, проводит консультации со слушателями по их выполнению, отчетом по данным заданиям является защита проекта в аудиовизуальном формате. Итог успешного прохождения данного этапа – получение оценки хорошо или отлично, что означает – у слушателя сформированы требуемые компетенции на продвинутом уровне в рамках отдельного курса.

Идеология применения технологии стрим-обучения заключается в обмене широковещательным и потоковым видео (подкастами, скринкастами и стримами) между преподавателями и слушателями различных учебных курсов, в том числе и при повышении квалификации. Более подробно с данными понятиями и соответствующими им технологиями – подкастинг, скринкастинг и стриминг можно ознакомиться в ранней работе [10].

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что подкасты, скринкасты, стримы могут активно применяться преподавателями:

– во время лекций, мастер-классов, публичных докладов, семинарских и практических занятий;

– в качестве инструмента для дистанционной консультации слушателей курсов, по выполнению предложенных им заданий или итоговых проектных работ;

А также самими слушателями курсов:

– в качестве видео-конспектов по лекционным материалам;

– в качестве видео ответов теоретического характера на контрольные вопросы по лекционным материалам;

– в качестве видеоотчетов по выполненным практическим занятиям;

– в качестве видеоотчетов по выполненным итоговым проектным работам.

Апробация данных педагогических подходов [1-3, 10-14] в УрГПУ показала, что применение технологии стрим-обучение в образовательном процессе:

– обеспечивает индивидуализацию обучения;

– активизирует вовлеченность слушателей в образовательный процесс;

– сокращает аудиторную нагрузку;

– повышает гибкость планирования учебного процесса;

– расширяет практику применения независимого контроля сформированности компетенций слушателей;

– улучшает результаты обучения;

– помогает максимизировать университетские ресурсы;

– расширяет границы учебной среды за счет освоения слушателями образовательной программы, как в рамках аудиторных занятий, так и в не учебное время;

– способствует развитию непрерывного образования.

Одним из ярких преимуществ использования технологии стрим-обучения является универсальность ее применения по разным направлениям профессиональной подготовки. Безусловно, данная технология возможна для применения в системе повышения квалификации кадров в условиях постоянной цифровизации образования и доступности развития и приобретения новых компетенций средствами телекоммуникационного взаимодействия.Таким образом, вышеописанные подходы и модели являются перспективными с точки зрения их использования при повышении квалификации кадров, что объясняется простотой и удобством развития и приобретения дополнительных компетенций без отрыва от работы. С другой стороны такой подход позволяет оптимизировать затраты, связанные с организацией и взаимодействием участников образовательного процесса. Немаловажным в этой системе также является решение вопроса времени проведения вещаний (вебинаров), так как если говорить про дистанционную модель применения технологии стрим-обучения при повышении квалификации слушателей, то в большинстве случаев время встречи участников в сети может быть разным: речь идет про географическое разнообразие местоположения слушателя. Поэтому данная задача может быть решена с помощью применения дидактических элементов технологии стрим-обучения, таких как скринкаст или подкаст, что дополняет традиционные формы активности слушателей. 

Библиографический список:

1. Арбузов С.С. Использование стрим-технологий при дистанционном обучении IT-дисциплинам // Педагогическое образование в России. – 2017. – №6. – С. 6-12.

2. Арбузов С.С. Концептуальные подходы к применению технологии стрим-обучения в вузе // Информатизация образования: теория и практика сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 85-88.

3. Арбузов С.С. Проектирование технологии стрим-обучения в вузе // В сборнике: Цифровая культура открытых городов материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» институт. – 2018. – С. 335-339.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ от 29.12.2012 № N 273-ФЗ – URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 28.05.2019).

5. Петров В.Л., Аниськина Н.Н., Лалаева З.А., Корешава С.Г. Рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentdpo/misis1113/recom.pdf (дата обращения: 28.05.2019).

6. Стариченко Б.Е., Срадак Л.В. Стариченко Е.Б. Система управления обучением на основе облачной платформы Google for Education // Педагогическое образование в России. – 2017. – №6. – С. 130-140.

7. Ананьева О.Е., Манукянц С.В., Нехаев И.Н. Анализ эффективности применения онлайн-курса для повышения квалификации преподавателей в области использования электронного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2017. – № 1. – С. 12-18.

8. Современные модели организации обучения – URL: https://lektsii.org/7-3386.html (дата обращения: 28.05.2019).

9. Теория и практика UML. Диаграмма деятельности – URL: http://www.it-gost.ru/articles/view_articles/96 (дата обращения: 28.05.2019).

10. Арбузов С.С. Развитие когнитивных компетенций студентов вуза с использованием технологий подкастинга, скринкастинга и стриминга // Когнитивные исследования в образовании // Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.Л. Фоменко. Под общей редакцией Н.Е. Поповой. – 2019. – С. 313-316.

11. Арбузов С.С., Стрелкова А.А. Использование стрим-технологий при непрерывном обучении будущих специалистов в области менеджмента // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2018. №3. – С.6-13.

12. Константинов А.Н. Применение стрим-технологий в изучении технических дисциплин // Информатизация образования и методика электронного обучения: сборник материалов II Международной научной конференции. Сибирский федеральный университет. 2018. С. 126-129.

13. Перевалова Т.В. Организация занятий по дисциплине «Теория и методика обучения технологии» с применением стрим-вещаний // Информатизация образования и методика электронного обучения: сборник материалов II Международной научной конференции. Сибирский федеральный университет. – 2018. – С. 203-205.

14. Грибан О.Н., Грибан И.В. Технология стрим-обучения в образовательном процессе: способы и перспективы применения // Педагогическое образование в России. – 2019. – №1. – С. 38-43.

 

Добавить комментарий

Комментарии

  • Комментарии не найдены