Аннотация. Проанализирован опыт использования широковещательного и потокового видео в сети Интернет в качестве основного инструмента педагогического взаимодействия. Предложено определение понятия «технология стрим-обучения». На основе анализа научно-педагогической литературы, а также собственного опыта преподавания учебных дисциплин выявлены и описаны цели использования, принципы построения, условия реализации в учебном процессе вуза технологии стрим-обучения, направленной на достижение конкретных результатов и формирование компетенций в соответствие с ФГОС ВО. Логическим развитием работы является разработка методов обучения с применением данной технологии для различных форм обучения (очной, заочной, дистанционной) по разным направлениям подготовки, а также апробация предложенных идей и методов обучения в условиях реального учебного процесса.

Ключевые слова: технология стрим-обучения, подкастинг, скринкастинг, прямая трансляция, компетентностный подход.

Стремительное развитие Интернета, персональных цифровых устройств и технологий высокоскоростной передачи данных влечет за собой кардинальные изменения в сфере образования. В связи с этим набирает популярность разработка новых методов, форм и технологий преподавания учебных онлайн курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ. Включение в образовательный процесс вуза технологий обмена широковещательным и потоковым видео в сети Интернет в качестве основного инструмента педагогического взаимодействия (далее, технологии стрим-обучения) является весьма актуальным. Стрим (в переводе с англ. stream – поток) – последовательность видео или аудио, получаемая пользователем методом потоковой передачей данных. Также этот термин используется пользователями сети Интернет как сленговое название прямых трансляций на видеохостингах.

В рамках настоящего исследования под технологией стрим-обучения будем понимать совокупность методов и форм обучения, с использованием широковещательного и потокового видео в сети Интернет, обеспечивающей достижение конкретных результатов и направленной на формирования компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

В отечественной системе высшего образования активно развиваются MOOC (англ: Massive Open Online Courses) – массовые открытые онлайн курсы – одна из современных форм дистанционного образования [8, c. 1]. С 2015 года запущен проект «Открытое образование (http://npoed.ru) – современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемых в российских университетах. Платформа создана ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими российскими университетами [7]. Для доставки учебного контента в данных курсах в основном используется формат видео – это качественная видеосъемка и трансляция лекций от высококвалифицированных преподавателей [3]. При этом съемка и монтаж видео осуществляется другими людьми – специалистами в данной области с использованием профессионального оборудования. Исключением являются преподаватели в области информационных технологий, которые, как правило, при помощи захвата экрана своего персонального компьютера, с параллельной записью звуковых комментариев создают короткие (5-10 минут) тематические учебные видео-уроки (скринкасты). Безусловно, применение такого формата представления учебного материала в вузе может иметь ряд преимуществ:

  • подходит для различных стилей обучения;
  • повышает вовлеченность студентов в образовательный процесс;
  • помогает максимизировать университетские ресурсы;
  • высвобождает аудиторную нагрузку;
  • повышает гибкость планирования учебного процесса;
  • расширяет границы учебной среды за счет освоения студентами образовательной программы, как в рамках аудиторных занятий, так и в не учебное время.

В настоящее время у большинства пользователей персональных цифровых устройств есть возможность, буквально после нескольких нажатий, вещать с помощью веб-камеры и микрофона в широкий (или ограниченный) доступ на крупном видеохостинге или в социальной сети, с условием нахождения в зоне действия высокоскоростного Интернета. При этом зрители могут оставлять комментарии, как в прямом эфире (тем самым влияя на ход трансляции), так и после сохранения записи. Безусловно, такие записи будут отличаться качеством от профессионально созданных видео лекций (учебных подкастов, скринкастов), но даже они могут иметь огромный потенциал в учебном процессе. Например, у преподавателя появляется возможность записывать массовые консультации в прямом эфире (связанные с организацией учебного процесса, оказанием помощи студентам при освоении теоретического материала или выполнении практических работ), а также выдавать студентам задания следующего типа:

  • записать короткое видео (подкаст), в котором необходимо отвечать, философствовать на заданные вопросы, темы, демонстрировать сформированные компетенции, полученные в процессе обучения;
  • подготовить доклад на заданную тему и провести по нему прямой эфир для преподавателя и других студентов;
  • записать короткое видео или аудио сообщение с интересующими вопросами и отправить его преподавателю или другим студентам (безусловно, в некоторых случаях проще и быстрее сформулировать мысль, используя устную речь, чем письменную).

В предыдущих работах [1, 2, 5] было рассмотрено использование подкастинга, скринкастинга и прямых трансляций (широковещательного и потокового видео в сети Интернет) при обучении IT-дисциплинам в условиях компетентностного подхода. Представляется интересным обобщить данные работы и интегрировать их, с учетом всего вышесказанного, до уровня педагогической концепции применения технологии стрим-обучения в вузе.

В своей работе Е.В. Яковлев под понятием педагогическая концепция понимает сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования [9, с. 10].

Для построения педагогической концепции использования технологии стрим-обучения в вузе, на начальном этапе, выявим следующие теоретические основания: цели использования, принципы построения, условия реализации.

Выявление и описание теоретических оснований было осуществлено на основе анализа работ Б.Е. Стариченко [6] и Е.М. Деевой [4], а также с учетом собственного опыта преподавания в вузе [1, 2, 5].

Цели использования технологии стрим-обучения в вузе:

  • расширение дистанционных форм педагогических взаимодействий;
  • формирование компетенций, в соответствие с ФГОС ВО;
  • создание и увеличение фонда обучающих видео материалов;
  • сокращение аудиторной нагрузки, повышение гибкости планирования учебного процесса и мотивации обучающихся к самообучению;
  • обеспечение ритмичности обучения, вовлеченности обучающихся в течение всего периода изучения дисциплины, курса за счет системы еженедельных контрольных заданий, связанных с записью видеоотчетов;
  • фиксация сформированности компетенций студентов за счет сохранения видеозаписей (отчетов по выполненным заданиям);
  • обеспечение индивидуализации и гибкости обучения;
  • осуществление отбора талантливых и мотивированных обучающихся.

Принципы построения учебного процесса в вузе с использованием технологии стрим-обучения:

  1. Информатизация обучения:
  • внедрение и применение современных информационных технологий в процессе обучения с использованием персональных цифровых устройств;
  • информатизация системы управления учебным процессом.
  1. Компетентностный подход:
  • ориентация обучения на формирование компетенций в соответствие с предусмотренными требованиями ФГОС ВО и запросами работодателей;
  • подчинение содержания и логики изучения материала интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный характер.
  1. Индивидуализация обучения:
  • индивидуальное содержание, наличие возможности корректировать направленность получаемого учебного материала;
  • индивидуальный объем изучения учебного материала, что позволяет более глубоко изучать дисциплину, курс для получения повышенной оценки, а также в познавательных, научных или прикладных целях;
  • индивидуальное время освоения учебного материала и предоставления отчетов, допуская изменения только в определенных пределах, задаваемых преподавателем в соответствие с учебным планом дисциплины, курса.
  1. Гибкость обучения:
  • вариативность форм представления учебного материала и вариантов подготовки с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
  • возможность оперативного изменения направленности процесса обучения с учетом интересов обучающихся и запросов работодателей.
  1. Метанаправленность учебной деятельности:
  • использование в процессе обучения творческих и проектных заданий, для выполнения которых необходимо воспользоваться уже сформированными (в ходе предыдущих учебных дисциплин, курсов) компетенциями.
  1. Непрерывность обучения:
  • возможность иметь доступ к материалам учебных дисциплин, курсов даже после окончания обучения;
  • возможность делиться своим опытом после окончания обучения в определенной сфере деятельности, тем самым оказывая влияние на развитие содержания отдельных учебных дисциплин, курсов.
  1. Развитие сотрудничества:
  • использование в процессе обучения активных и интерактивных методов обучения;
  • направленность обучения на развитие у обучающихся качеств уважения, доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности.

Условия реализации технологии стрим-обучения в вузе:

  • высокоскоростное подключение к сети Интернет;
  • наличие персональных цифровых устройств с камерами и микрофонами у преподавателя и обучающихся, в противном случае наличие доступа к работе в компьютерных аудиториях вуза;
  • наличие системы управления учебным процессом в пространстве сети Интернет;
  • наличие полного информационного обеспечения для всех видов учебной деятельности в электронном формате;
  • наличие учебных видеоматериалов (подкасты, скринкасты, записи интерактивных лекций, семинаров, примеры выполненных заданий) по всем темам разделам дисциплины, курса;
  • ориентация на использование творческих и проектных заданий, а также активные и интерактивные методы обучения;
  • организация и проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации для стимулирования учебной деятельности;
  • активное использование в процессе обучения технологий обмена широковещательным и потоковым видео в сети Интернет для различных педагогических взаимодействий (проведение лекций, семинарских занятий, консультаций, предоставления отчетов обучающимся по выполненным заданиям и пр.).

Таким образом, в работе предложены концептуальные подходы к применению технологии стрим-обучения в вузе, направленной на достижение конкретных результатов и формирование компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Логическим развитием работы является разработка методов обучения с применением данной технологии для различных форм обучения (очной, заочной, дистанционной) по разным направлениям подготовки, а также апробация предложенных идей и методов обучения в условиях реального учебного процесса. В настоящее время данная работа осуществляется со студентами педагогического вуза, результаты будут опубликованы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Арбузов С. С. Использование технологии подкастинга при обучении компьютерным сетям в условиях компетентностного подхода / Наука молодых – интеллектуальный потенциал современности: сборник материалов междунар. научной конференции. Россия, г. Москва, 29–30 апреля 2015 г. С. 186–195.
  2. Арбузов С.С. Использование стрим-технологий при дистанционном обучении IT-дисциплинам // Педагогическое образование в России. – 2017. – №6. – С.6-12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journals.
    uspu.ru/attachments/article/1595/01.pdf (дата обращения: 30.09.2017).
  3. Видеосъёмка и трансляции // Лекториум. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lektorium.tv/video (дата обращения: 30.09.2017).
  4. Деева Е.М., Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум / Е.М. Деева. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 116 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2016/5.pdf (дата обращения: 30.09.2017).
  5. Стариченко Б.Е., Арбузов С. С. Применение скринкастинга при обучении IT-дисциплинам // Информатика и образование. – 2017. – № 2 (281). – С. 19–22.
  6. Стариченко Б.Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. – 2013. – №4 (103). – С. 113-132. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/3613/1/edscience_213_4_
    103_08.pdf (дата обращения: 30.09.2017).
  7. Миляева Е.. Зачет онлайн (УрФУ вошел в национальную платформу открытого образования) // «Российская газета», июль, 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2015/07/16/reg-urfo/zachet.html (дата обращения: 30.09.2017).
  8. Учебное видео и качество обучения в вузе // Казанский национальный исследовательский университет КГТУ им. А.Н. Туполева. 2015. С. 19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eto.kai.ru/files/2015/08/Video.pdf (дата обращения: 30.09.2017).
  9. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/279/Педагогическая%20концепция.pdf (дата обращения: 30.09.2017).
Добавить комментарий

Комментарии

  • Комментарии не найдены