Аннотация. В данной статье, рассматривается проектирование технологии стрим-обучения в вузе. Обосновывается актуальность включения в образовательный процесс вуза технологий обмена широковещательным и потоковым видео в качестве основного инструмента педагогического взаимодействия.

Рассматриваются основные этапы проектирования педагогической технологии: (1) определение проблематики, (2) моделирование, (3) создание проекта.

Выделяются структурные компоненты педагогической технологии – концептуальная основа; диагностируемые цели обучения; содержание обучения; модели, методы, формы и средства обучения; контрольно-оценочный компонент. Предлагается определение понятия «технология стрим-обучения в вузе».

Выделяется проблема проектирования технологии стрим-обучения в вузе: Каким образом можно обеспечить достижение конкретных результатов и формирование компетенций (согласно ФГОС ВО) на базе использования широковещательного и потокового видео в сети Интернет в качестве основного инструмента педагогического взаимодействия? Рассмотрение данной проблемы осуществляется методом построения ментальных карт. Отмечается, что проектирование технологии стрим-обучения в вузе должно быть направлено на объединение достоинств аудиторных и дистанционных форм организации учебного процесса. При этом использование данной технологии должно гарантировать формирование когнитивной, технологической, интегративно-деятельностной и личностной составляющих компетенций. Описывается идеология построения организационной модели использования технологии стрим-обучения в вузе, основанная на разработке и проведении занятий в форме подкастов, скринкастов и потокового видео от преподавателя к студентам. А также на разработке и выдаче заданий обучающимся, предполагающих создание своих собственных видеоотчетов и проведение мультимедийных трансляций (например, в рамках семинарских занятий или публичной защиты проектов), то есть от студента к другим студентам и преподавателю. Предлагаются схемы проектирования и организации технологии стрим-обучения в вузе. Описывается опыт и перспективы применения данной технологии. Полученные результаты могут быть интересны преподавателям в качестве теоретических оснований необходимых для разработки организационных моделей, содержания, методов и форм обучения студентов конкретным дисциплинам, а также отбору необходимого программного и аппаратного обеспечения в рамках использования технологии стрим-обучения в вузе, обеспечивающей достижение конкретных результатов и направленной на формирования компетенций.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, технология стрим-обучения, формирование компетенций, студенты, высшее образование.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-313-00125

Стремительное развитие компьютерных технологий влечет за собой кардинальные изменения в сфере образования. Появляется необходимость в разработке новых методов, форм и технологий преподавания в высшей школе ориентированных на применение информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время современное общество активно используют в различных сферах своей жизнедеятельности персональные цифровые устройства – компьютеры, ноутбуки, планшеты, мобильные устройства и пр. При этом наблюдается повышение интереса у молодого поколения в области создания и просмотра разнообразного видео контента в сети Интернет. Это вызвано тем, что современные технологии позволяют буквально «в один клик» начать самую простую прямую трансляцию с камеры своего мобильного устройства. При этом все пользователи, подписанные на начавшего трансляцию, при желании могут узнать о ней по средствам быстрых, автоматически созданных сообщений, напоминаний с возможностью подключения к просмотру и участия в массовом чате. Как правило, после окончания трансляции видеозапись сохраняется на интернет-канале пользователя, с возможностями редактирования и публикации записи в общий или ограниченный доступ. Безусловно, для создания более сложного видео контента необходимо применение разнообразного аппаратного и программного обеспечения. В связи с этим, считаем, что включение в образовательный процесс вуза технологий обмена широковещательным и потоковым видео в качестве основного инструмента педагогического взаимодействия (далее технологии стрим-обучения) является весьма актуальным.

Анализ предыдущих работ автора [1, 2, 3] позволяет выделить основные этапы проектирования педагогической технологии:

  1. Выявление базовых понятий, определение проблематики, формулирование целей и задач педагогического проектирования.
  2. Моделирование – разработка идеального образа проектируемого объекта с помощью описаний, графиков, алгоритмов. В них отражаются структурные компоненты, связи, способы функционирования модели.
  3. Создание, конструирование проекта, модель доводится до уровня ее использования в учебном процессе. На этом этапе происходит построение содержания обучения, а также более детальное описание выбранных методов и форм обучения.

В рамках данного исследования под «технологией стрим-обучения в вузе понимается совокупность методов и форм обучения, с использованием широковещательного и потокового видео в сети Интернет, обеспечивающей достижение конкретных результатов и направленной на формирования компетенций, предусмотренных ФГОС ВО» [4, с. 85].

С учетом вышесказанного выделяется проблема проектирования технологии стрим-обучения в вузе: Каким образом можно обеспечить достижение конкретных результатов и формирование компетенций (согласно ФГОС ВО) на базе использования широковещательного и потокового видео в сети Интернет в качестве основного инструмента педагогического взаимодействия?

Более подробно рассмотрение данной проблемы (рис. 1) было осуществлено методом построения ментальных карт [5, 6]. А также с учетом анализа работ [1, 3, 7, 8], в которых описываются основные структурные компоненты педагогической технологии – концептуальная основа; диагностируемые цели обучения; содержание обучения; модели, методы, формы и средства обучения; контрольно-оценочный компонент.

Проектирование технологии стрим-обучения в вузе направлено на объединение достоинств аудиторных и дистанционных форм организации учебного процесса. При этом использование данной технологии должно гарантировать формирование следующих составляющих компетенций: когнитивной, технологической, интегративно-деятельностной, личностной [2, 3, 9]. Идеология построения организационной модели использования технологии стрим-обучения в вузе (рис. 2) основывается на разработке и проведении занятий в форме подкастов [10, 11], скринкастов [12] и потокового видео [13, 14] от преподавателя к студентам. А также на разработке и выдаче заданий обучающимся, предполагающих создание своих собственных видеоотчетов и проведение мультимедийных трансляций (например, в рамках семинарских занятий или публичной защиты проектов), то есть от студента к другим студентам и преподавателю. Это, безусловно, обеспечит интерактивность обучения в рамках преподавания любой дисциплины. Полученные в итоге учебные видеозаписи могут быть использованы преподавателями в качестве примера при дальнейшей работе, например, со следующим потоком студентов. Более того обучающиеся смогут просматривать работы друг друга, комментировать, советоваться, делиться мнениями. При этом работы, отличающиеся оригинальностью, качеством содержания и оформления, могут послужить преподавателям и студентам в будущем при решении различных задач. Например, при повторении материала, подачи заявок на разнообразные конкурсы, создании индивидуального портфолио и пр.

23433.JPG

Рис. 1. Проектирование технологии стрим-обучения в вузе

 21.JPG

Рис. 2. Организационная модель использования технологии стрим-обучения в вузе

В рамках данного исследования предлагаем к просмотру презентационное видео участника всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» в рамках смены молодые ученые и преподаватели в области IT-технологий

Хочется отметить, что данное видео раскрывает основную идею использования технологии подкастинга в качестве средства активизации учебной деятельности студентов. Напоминаем, что эта идея положена в основу проектируемой технологии стрим-обучения в вузе.

 В настоящее время ведется работа, связанная с реализацией технологии стрим-обучения в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ). При этом уже имеется опыт применения данной технологии в вузе [11, 12, 13, 14]. Хочется отметить, что в 2015 году на канале YouTube был создан канал «Компьютерные науки», на котором периодически публикуются работы студентов и преподавателей УрГПУ (ссылка на канал: https://www.youtube.com/channel/UCsss3Io95rtvT44_pGxLGyw). В будущем, благодаря финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-313-00125 планируется расширение тематики данного канала, а также создание нового сайта (стрим-обучение.рф). На данном ресурсе в открытом доступе будет расположена базовая информация необходимая для реализации технологии стрим-обучения в вузе, а также ссылки на видео-работы, полученные в ходе учебной деятельности по разным дисциплинам от студентов и преподавателей.

 Таким образом, в работе предложены схема проектирования и организационная модель использования технологии стрим-обучения в вузе. Описан опыт и перспективы применения данной технологии. Полученные результаты могут быть интересны преподавателям в качестве теоретических оснований необходимых для разработки организационных моделей, содержания, методов и форм обучения студентов конкретным дисциплинам, а также отбору необходимого программного и аппаратного обеспечения в рамках использования технологии стрим-обучения в вузе, обеспечивающей достижение конкретных результатов и направленной на формирования компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

Литература

  1. Арбузов С.С. Проектирование педагогической технологии формирования сетевых компетенций у будущих бакалавров-информатиков // Педагогическое образование в России. 2016. №2. С. 15-22.
  2. Арбузов С.С. Формирование компетенций в области компьютерных сетей у бакалавров в процессе обучения информатике: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016.
  3. Арбузов С.С. Формирование компетенций в области компьютерных сетей у бакалавров в процессе обучения информатике: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2016.
  4. Арбузов С.С. Концептуальные подходы к применению технологии стрим-обучения в вузе // Информатизация образования: теория и практика сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-88.
  5. Ментальная карта – примеры составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/ (дата обращения: 17.06.2018).
  6. Mamontova M., Starichenko B., Novoselov S., Zlokazov K., Lapenok M.V. Electronic mind maps as a method for creation of multidimensional didactic tools // Smart Innovation, Systems and Technologies. Т. 75. С. 381-390.
  7. Арбузов С.С. Проектирование учебной деятельности на основе информационно-технологической модели обучения // Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы междунар. н.п.к., 7-8 апреля 2015 г., Россия, Екатеринбург, УрГПУ, С. 10-14.
  8. Педагогические технологии в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4294401/page:25/ (дата обращения: 17.06.2018).
  9. Арбузов С.С. Оценка сформированности компетенций бакалавров при изучении Компьютерных сетей // Педагогическое образование в России 2016, №2. С.62-70. 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Комментарии

  • Комментарии не найдены